Проповедь на Рождество Христово.


Во имя Отца  и Сына и Святаго Духа!

" Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что означает с нами Бог"(Ис.7,14)

Этими судьбоносными, радостными словами, ветхозаветный  евангелист Исаия возвестил миру весть о пришествии Спасителя.

За 7 с лишним веков до Рождества Христова  Исаия предсказал. что случится  в грядущую ночь. После него жившие пророки, также предсказывали о пришествии на землю Мессии, но он один так ясно не описал этого.

И вот наступает момент и слышим евангельское повествование о родословии Иисуса Христа. Евангелист Матфей перечисляет свыше сорока поколений, предшествовавших рождению Спасителя. Перечисляет потому, что пишет свое евангелие для  первых христиан из иудеев, для которых невозможна была мысль, разве может Иисус из Назарета происходить не из их среды? Они никогда не приняли бы чужака и Его учения. Поэтому и пишет ев. Матфей, что Он из царственного рода Давида потомок праведного Авраама - Сын Божий добавляет евангелист Лука.(Лк.3,38)

А теперь давайте мысленно перенесемся во времена предшествовавшие рождеству Спасителя. Римская империя, под владычеством которой находился практически весь мир, в том числе и Палестина. Блестящее государство, считающее себя идеалом, завоевавшее многие народы и насаждавшее свою культуру, изнутри представляло собой жалкое зрелище. С одной стороны роскошная жизнь одних и рабство других. Поэты и мыслители той эпохи в своих мудрствованиях дошли до того, что призывали самим лишать себя жизни. Плиний говорит: "Лучшее счастье никогда не родиться!" Мыслитель Сенека пишет:" Все полно разврата  преступлений". Тацит добавляет :"Добродетель считается пороком" Люди поклоняются богам, которыми они населили статут, капища и природу, но ни один из них не мог удовлетворить их духовные потребности. Во всех этих культах мертвых религий не было самого главного- Богообщения, того что связывает человека с Богом. и только с пришествием в мир Спасителя человек смог прикоснуться у Божеству.

Иудейский народ, порабощенный римлянами, с надеждой ждет мессию.

В их понимании должен явиться  Богочеловек, как сильный земной Царь. Который разрушит оковы римского владычества, завоюет весь мир  и будет им править вместе со своим народом. Но Спаситель скажет:"Царство Мое не от мира сего" (Ин.18,36). Это однако не означает, что Он не Царь и не имеет никакой власти. Он Царь над грехом, над самым большим злом, Он Царь Любви, Царь Истины-Спаситель душ наших. Он является в мир, когда человеческий разум не знает, где искать истину? и рождающийся ныне Христос ответит:"Я есть Путь истина и Жизнь"(Ин.14,6) "Человек приходящий за водой к колодцы захочет пить снова, вернется туда вновь, а кто будет пить воду которую Я дам  не возжаждет никогда, но вода, которую Я дам сделается в нем источником воды текущей в жизнь вечную"(Ин.4,14).

Амвросий Медиоланский пишет, как проводить сегодняшний день:" очисти себя от всякой скверны, украшаться добрыми делами. Кто искренне любит и ждет Христа пусть украсит себя соблюдением Его заповедей, очистив совесть свою покаянием и в чистоте встречать его. Предстанем пред Господом в этот день непорочными детьми Его. Особо предостерегает Святой Амвросий нас в этот день:"Кто не чтит Христово Рождество, кто является  в этот день нечистым и оскверненным, тот хотя и телом присутствует здесь но духом своим далеко от Спасителя" Вступая в этот праздник неподготовленными к нему мы уподобляемся человеку из евангельской притчи  о брачном пире. Его звали на брачный пир в собрание святых, ему представлялась возможность войти в Царство Небесное. Однако он является не в брачной одежде, то есть не облеченный добрыми делами и праведной жизнью. И хозяин пира-Господь говорит слугам:"Возьмите  бросьте его в тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов"(Мф.22,12-13).

Сегодня каждому Церковь представляет возможность исправить в себе то,. что этого требует, приготовить свои загрубевшие сердца к встрече Христа-Богомладенца. Его пришествие в мир событие особое, равного которому не будет. Приять в сердце Его уничижение, лежащего в яслях беззащитным Младенцем. Не нужно золотой пещеры Младенцу, потому, как золотая- она уже не Христова. Не нужно земного величия, ибо отвергнуто оно Царем славы. Он является Образом кротости и смирения, Образ молящийся за своих врагов, Образ крестного пути к Царствию Божию.

Да будет в сердцах наших та простая искренняя радость, которая была у Вифлеемских пастухов, сподобившихся узреть великую тайну Боговоплощения. И чтобы нам едиными устами и сердцем воскликнуть дивные слова Ангельского гимна вместе с небожителями:" Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение"(Лк.2,14).

АМИНЬ.

диакон Илия Быстров.


© Пресс-служба Екатеринодарского и Кубанского епархиального управления РПЦ МП 2003-2004
www.orthodoxkuban.com.ru