Православный Голос Кубани: май 2004 г., № 5 (162)

"Подсолнушек" - приложение для детей и юношества


ЕДИНЕНИЕ С ЦЕРКОВЬЮ - ПУТЬ СПАСЕНИЯ

епархиальные вести

православные вести

«О, земная юдоль, о купель очищения...»

«Страсти Христовы»

Возвращение к истоку

ОТДАНИЕ ПАСХИ

Радость надо заслужить

Всех скорбящих Радость

вечная память

Чудеса на Троицу

VI Кубанский фестиваль православных фильмов


 "Подсолнушек" - приложение для детей и юношества

 


ЕДИНЕНИЕ С ЦЕРКОВЬЮ - ПУТЬ СПАСЕНИЯ

Из глубины веков слышатся нам слова древнего пророка, объятого Духом Святым: Дух Господень на мне! (Исх. LXI, 1). И ныне, по слову церковного песнопения, празднуя Пятидесятницу, мы празднуем и Духа пришествие, - пришествие Его, всеосвящающего, не на одних только святых учеников Христовых, но и на всех верующих.
В этот знаменательный день Пятидесятницы утверждена навеки Церковь Христова, утверждена не слабыми изменчивыми силами человеческими, а силою Божией. Праведный Отец, создавший мир и человека, Его единородный Сын, поднявший бремя людских прегрешений, и Дух Святой, от Отца исходящий и по искупительным заслугам Сына Божия дающий верующим все божественные силы к жизни и благочестию, - Троица Святая, утвердила во век века Церковь Божию на земле.
Слава, честь и благодарение Господу за Его несказанное к нам милосердие!
Радостен нынешний праздник наш, радостны славословия наши, благодарения и молитвы о ниспослании нам Духа Святого, радостно сознание наше, подкрепленное словом апостола, что каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Ефес. IV, 7).
Но, братие возлюбленные, чем величественнее дары благодати, тем выше и налагаемые на нас обязанности. Одно без без другого не бывает.
И прежде всего наш долг всем сердцем и всею душою любить Бога и принадлежать к Его святой Церкви. И здесь одно без другого не бывает: кому Церковь не мать, тому и Бог не отец. В Церкви познаем мы Бога, а без познания и веры в Него, конечно, и любить не можем Его; в Церкви мы познаем волю Божию, руководящую нас к жизни; в Церкви получаем мы и Духа Святого, без Которого бессильны мы исполнить волю Божию. Церковь во святых таинствах преподает нам Духа Святого: в крещении мы родимся в новую благодатную жизнь; в миропомазании получаем благодать Духа, помогающую нами возрастать и укрепляться в новой христианской жизни; в таинстве покаяния мы освобождаемся от грехов, и, наконец, в таинстве Причащения соединяемся со Христом. Отнимите эти таинства, отнимите Церковь, отойдите от нее - и что же останется? Останется грех в человеке и только, останется зверь в человеке - и больше ничего. Как без глаза нельзя видеть свет, так без Церкви нельзя восприять Духа Святого.
И как без света и тепла не может быть на земле никакой жизни, все будет мрачно и хладно, - так без Духа Святого не может быть никакой жизни в человеке: все будет один мрак, одна скорбь, убивающее уныние, духовная смерть... А в наши тяжкие дни, когда силы вражии желают отторгнуть от Церкви верных сынов ее всеми несбыточными обещаниями, соблазнами, льстящими нашей гордости или чувственности, - в такие дни это должно помнить больше всего. «Блюдите, како опасно ходите! Дние лукави суть» (Ефес. V, 16).
Но когда сгущается тьма, тогда, обыкновенно, необходим нам огонь для освещения дома; когда увеличивается опасность, удвояют осторожность.
Прильнем же теперь крепче всем сердцем к родимой матери нашей Церкви. Она и теперь, как и во веки, сильна божественною силою защитить и оградить нас от опасностей переживаемых нами лукавых дней; она поможет нам безошибочно отстранить от себя мутный поток лжеучений нашего времени. А ведь сколько их теперь наплодилось! Сколько появилось незваных учителей народа! Сколько соблазнов вступить на погибельный путь зла и преступления!
Но воистину, мног мир и велик покой у тех, которые пребывают в послушании Церкви; для них ясно: что одобряет Церковь Божия, то и должно исповедовать; а что противно учению Церкви, или идет мимо нее и даже противу нее, то отвергай со всею силою, не внимай злому навету, хотя и заманчив он... Одно для христианина всего дороже: согласие с Церковью Божией, с ее Богопреданным учением. К преподобному Агафону однажды пришли посетители и захотели испытать его кротость и смирение. «Агафон,- сказали они преподобному, - говорят, что ты злой, что ты обманщик, что ты вор, что ты ленивый монах, что ты грешник»... На все эти обвинения преподобный или молчал, или соглашался беспрекословно. Но вот ему сказали: «Говорят, что ты еретик, неправо, не по учению Церкви веруешь». Агафон с живостью и решительно заявил: «Нет! Нет! Это неправда».
Вот нам великое назидание.! Хранить учение Церкви, принимать ее таинства, молиться ее молитвами, слушать ее уставы и заповеди - вот долг христианина. Церковь святая никогда не скрывает сокровищ своих. Она зовет к себе всех, ближних и дальних: она широко отверзает двери в ограду свою, она с любовью открывает для всех объятия свои.
Иди к ее пастырям; иди в святые храмы ее; слушай святое Божие Откровение - книги Священного Писания, учение Иисуса Христа; исполняй обряды церковные, уставы богослужения, постов, праздников, священных воспоминаний; в них, в этих уставах, целожизненная школа воспитания и отдельных христиан, и целых христианских обществ.
Прииде, Душе Святый, Дух Истины, прииди и наставь нас на всякую истину. Излейся в наши сердца, напой их потоком своей всеосвящающей благодати, призри на наши коленопреклоненные молитвы, восшуми с небесе святаго в наших душах, очисти их от всякия скверны, утверди и укрепи нас в союзе святой Церкви! Аминь.

Священномученик Иоанн Восторгов. Поучение в день Пятидесятницы, 1906


епархиальные вести

Хроника архиерейских богослужений

23 мая Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил чин закладки храма в честь святителя Николая Чудотворца в микрорайоне Гидростроителей краевого центра. В этом торжественном событии приняли участие представители городской администрации во главе с Николаем Васильевичем Призом, духовенство епархии и жители микрорайона.

18-20 мая Митрополит Исидор посетил приходы Курганинского благочиния.

18 мая вечером последнюю в этом году утреню пасхальным чином Владыка служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Мостовском.

19 мая Божественную Литургию в день Отдания Пасхи Митрополит Исидор служил в Свято-Успенском храме города Лабинска. 19 мая вечером накануне Вознесения Господня Митрополит возглавил торжественное Всенощное бдение в Свято-Никольском храме города Лабинска.

20 мая в Праздник Вознесения Владыка возглавил Божественную Литургию престольного дня в Свято-Вознесенском храме города Курганинска.

С 11 по 16 мая Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор посетил приходы города Сочи.

13 мая Митрополит Исидор освятил Престол в честь священномученика Харалампия в храме, недавно построенном на Красной Поляне. Затем Владыкой была отслужена Божественная Литургия. Более 11 лет строился этот красивый в византийском стиле храм. Еще одна свеча зажглась пред Господом. Это первый на Кубани храм в честь священномученика Харалампия, так почитаемого православными.

15 мая в УО 68/14 города Краснодара был праздник. Здесь, в домовой церкви, освященной в честь святых равноапостольных братьев Бориса и Глеба, - престольный день. Была совершена Божественная Литургия, отслужен водосвятный молебен.
Заключенным были переданы посылки от прихожан Свято-Покровского храма станицы Елизаветинской.

14 мая Митрополит Исидор совершил чин освящения Престола в честь мученика Уара в храме, возведенном на территории Свято-Троицкого Георгиевского женского монастыря в поселке Лесном Адлерского района. Храм был построен на пожертвования одной благотворительницы, потерявшей сына, который не был крещен.

5-6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Владыка по многолетней традиции совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в храме-имениннике Георгия Победоносца краевого центра. Знаменательно, что это был сотый престол в Свято-Георгиевском храме, который никогда не закрывался. Настоятель прихода протоиерей Виктор Подгорный тепло приветствовал архипастыря, выразив слова признательности за радость молитвенного общения.

4 мая Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил чин освящения нового храма в честь святителя Митрофана Воронежского в станице Прочноокопской Новокубанского района. После освящения храма Владыка возглавил Божественную Литургию, за которой наградил настоятеля за понесенные труды Архипастырской грамотой.

1-2 мая Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор посетил город Новороссийск. 2 мая Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском соборе города Новороссийска. Митрополиту сослужили протоиерей Георгий Федоренко, благочинный Новороссийского округа, протоиерей Андрей Дашевский, настоятель Свято-Успенского храма г. Тихорецка, настоятель Свято-Вознесенского храма г. Геленджика протоиерей Владимир Сазонов, секретарь Епархиального управления протоиерей Евгений Хаджипараш, духовенство Приморского округа. За Божественной Литургией Митрополит вручил штатному священнику Свято-Успенского собора города Новороссийска протоиерею Василию Куделке орден преподобного Сергия Радонежского III степени - награду Святейшего Патриарха.

После Божественной Литургии в честь приезда Митрополита воспитанниками Воскресной школы был дан праздничный концерт.

1 мая Владыка Митрополит возглавил Всенощное Бдение в храме Новомучеников и Исповедников Российских, а также осмотрел новый храм-часовню в честь великомученика Димитрия Солунского, построенного на средства греческой общины города Новороссийска.

1 мая в станице Елизаветинской был отслужен молебен перед началом строительства Свято-Троицкой часовни. Часовня будет памятником разрушенному Свято-Троицкому храму, стоявшему когда-то на этом месте.

25 апреля, в Неделю Святых жен мироносиц, митрополит Исидор и епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершили Божественную Литургию в храме Рождества Христова города Краснодара. В этот день храм был украшен особенно благолепно. Венки живых цветов обрамляли оклады икон. На солее стояло Пасхальное яйцо, выполненное из живых красных гвоздик с буквами ХВ из белых. Внизу перед Пасхальным яйцом стоял подсвечник с Благодатным огнем, привезенным из Иерусалима. Множество прихожан молилось в тот день на архиерейской службе. Особенно много было женщин, детей, молодежи, что отметил в своем приветственном слове епископ Феофан. После окончания Божественной Литургии был совершен крестный ход в честь престольного дня нижнего храма, престол которого освящен в честь святых жен мироносиц. Архипастыри тепло приветствовали друг друга, а также поздравили всех православных женщин с православным женским днем.

24 апреля Всенощное Бдение в Свято-Екатерининском кафедральном соборе возглавил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в сослужении епископа Феофана.

24 апреля, в тринадцатую годовщину подписания Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов», к которым относится и казачество, на площади возле памятника казачеству был отслужен Благодарственный молебен, и провозглашена вечная память всем невинно пострадавшим за Веру и Отечество. Молебен возглавил Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в сослужении епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана и духовенства краевого центра.

20 апреля Митрополит посетил женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» города Апшеронска.

19 апреля - Радоница на Кубани. В день кубанской Радоницы Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил Божественную Литургию и панихиду в Свято-Екатерининском кафедральном соборе. В своем слове митрополит Исидор призвал всех ныне здравствующих поделиться своей пасхальной радостью с усопшими, напомнив, что у Бога все живы.

18 апреля, на Антипасху, Владыка совершил Божественную Литургию в храме в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при 1-й городской больнице города Краснодара. На этом месте в первой половине девятнадцатого века находился кладбищенский храм Апостола Фомы, с чьим именем связан отмечаемый праздник.

17 апреля Митрополит Исидор посетил город Абинск, где совершил Божественную Литургию в Свято-Покровском храме, недавно восстановленном после пожара. После Божественной Литургии Митрополит вручил Патриаршие награды. Ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени удостоен настоятель храма протоиерей Алексий Серов, орденов Сергия Радонежского III степени удостоены И.И. Демченко и Ш.Ю. Гибрадзе, активно помогавшие в деле воссоздания храма.

16 апреля, в престольный день в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил Божественную Литургию в поселке Горном.

14-15 апреля Владыка посетил город Кропоткин.

12 апреля со Светлым Христовым Воскресением тепло поздравили своего Владыку духовенство Епархии, прихожане и гости Свято-Екатерининского кафедрального собора.


12 мая 2004 года в здании Главного Управления исполнения наказаний Минюста России по Краснодарскому краю состоялся семинар-совещание по теме «Проблемы духовно-нравственного воспитания в местах лишения свободы на современном этапе». В работе семинара-совещания приняли участие представители ГУИН Минюста России по Краснодарскому краю, офицерский состав, несущий службу в местах заключения, и представители Русской Православной Церкви - священники, окормляющие тюремные приходы.

От краевой администрации в работе семинара-совещания приняла участие Л. М. Коркоценко - главный специалист отдела по делам религий. Вел семинар заместитель начальника ГУИН Минюста России по Краснодарскому краю полковник внутренней службы Е. В. Локотош; содержательным было слово старшего инспектора ГУИН А. П. Рысьева. С основным докладом выступил игумен Герман (Камалов) - руководитель епархиального отдела по взаимодействию с ГУИН, настоятель Свято-Покровского храма станицы Елизаветинской.
С большим интересом были заслушаны выступления протоиерея Александра Черных, настоятеля Свято-Успенского храма станицы Ладожской, обращение к офицерам протоиерея Александра Шабунина, настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери города Краснодара «Свет Христов просвещяет всех» и другие выступления.
В нашем крае такое совещание проводилось впервые. Актуальность его очевидна. Обе стороны крайне заинтересованы в пастырском окормлении заключенных, в строительстве храмов в местах заключения. Наболевшие вопросы решались здесь конструктивно и по-военному быстро.
(Подробнее о семинаре-совещании читайте в следующем номере.)


православные вести

НАЧАЛСЯ ВИЗИТ ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Москва, 14 мая 2004 г.
В Россию впервые в истории с официальным визитом сегодня прибыл первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Он приехал по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, переданному в Нью-Йорке лично Владимиром Путиным. Цель визита - знакомство с жизнью церкви в отечестве и встреча с предстоятелем Русской Православной Церкви и членами Священного Синода, сообщает ИТАР-ТАСС.
Митрополит Лавр (мирское имя - Василий Шкурла) родился 1 января 1928 года на территории нынешней Словакии, по национальности карпаторосс. В 1946 году переехал в США, где затем в русском Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле принял монашеский постриг. В 1967 году он был рукоположен в сан епископа Манхэттенского. 25 октября 2001 года Архиерейским Синодом РПЦЗ избран первоиерархом с титулом митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского.
Русская Зарубежная Церковь была основана духовенством, оказавшимся за границей после гражданской войны. В 1921 году в чешском городе Сремски- Карловцы был учрежден Русский Всезаграничный Церковный Собор, выступивший против власти большевиков. Многие десятилетия между зарубежными иерархами и Московским Патриархатом не было никаких контактов. Путь преодоления исторически изжившего себя разделения был начат после первого официального визита делегации РПЦЗ в Россию в ноябре прошлого года. Главным событием нынешнего визита станут первые официальные переговоры с патриархом Алексием, которые пройдут 18 мая в Свято-Даниловом монастыре.
На переговорах будет определена работа двух церковных комиссий, учрежденных Священным Синодом Московского Патриархата и Архиерейским Собором Зарубежной Церкви. Они должны выработать пути решения проблем, существующих между церковью в отечестве и церковью за рубежом. На этих решениях будут основываться дальнейшие практические шаги по сближению церквей.
Русская Православная Церковь надеется, что визит в Россию митрополита Лавра «станет важным шагом на пути сближения Церкви в отчестве и Церкви за рубежом», - заявил в канун визита секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.
ИТАР-ТАСС
***
УТВЕРЖДЕН ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИХ ТОРЖЕСТВ В КУРСКЕ 20-21 ИЮЛЯ 2004 ГОДА
1 августа 2004 года Русская Православная Церковь и весь православный мир отмечают 250-летие уроженца города Курска преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Серафимовские торжества начнутся на родине преподобного и продолжатся в Дивееве и Сарове. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II основные праздничные мероприятия в Курске будут проходить 20-21 июля 2004 года. К дням торжеств на родину угодника Божия будут доставлены его нетленные мощи.
В настоящее время уже утверждено предварительное расписание Серафимовских торжеств в Курске:
20.07.2004
10.00 - прибытие в Курск Святейшего Патриарха Алексия и посещение им Знаменского кафедрального собора;
12.00 - прибытие в аэропорт на самолете раки с мощами преподобного Серафима Саровского, крестный ход с мощами из аэропорта в Знаменский кафедральный собор;
15.30 - Встреча Святейшим Патриархом Алексием святых мощей преподобного Серафима в Знаменском соборе. Малая вечерня и акафист преподобному;
18.00 - Всенощное бдение.
21.07.2004
9.00 - Божественная литургия в Знаменском кафедральном соборе;
12.00 - Крестный ход от Знаменского собора до Сергиево-Казанского собора (построенного трудами родителей преподобного) с кратким молебном у Воскресенско-Ильинского храма (место крещения отрока Прохора Мошнина);
12.40 - Освящение часовни во дворе Сергиево-Казанского собора близ места, где находилась усадьба родителей преподобного Серафима.
«Служба коммуникации
ОВЦС МП»


антивести

ТУРЕЦКИЙ ВЫЗОВ СВЯТЫНЯМ ПРАВОСЛАВИЯ
Стамбул, 22 марта 2004 г.
Власти Стамбула предоставили древний византийский православный храм св. Ирины одному из известных в городе домов моды для показа весенней коллекции 2005. Этот показ вызвал большой интерес общественности. Церковь св. Ирины находится рядом с храмом Святой Софии и в 1935 году турецкими властями была превращена в музей. Однако в последнее время турецкие власти используют храм как место для разнообразных выставок.
Храм св. Ирины является одной из самых древних Православных святынь Константинополя. Он был построен св. Константином Великим и известен тем, что в его стенах проходил II Вселенский Собор в 381 году. Как это ни странно звучит, но из храма сделали дом моды. Сразу же приходят на ум слова Спасителя: «Дом Мой, домом молитвы наречется, вы же сделали его вертепом разбойников» (Мф.21, 13).
Власти Стамбула не стыдятся организовывать в храме концерты, выставки фотографий, картин, а в последнее время даже показ мод. Турецкие СМИ представляют эти мероприятия как нечто вполне обычное и в то же время подчеркивают, что местом проведения мероприятий является храм св. Ирины. Подобные мероприятия в храме св. Ирины, которые даже вызывали протесты со стороны Константинопольского Патриарха Варфоломея, имели место и в прошлом.
Несмотря на все протесты, турецкие власти отвечают, что хотя это место в древности и было храмом, оно, как и Святая София, в настоящее время является музеем и может сдаваться в аренду для проведения различных мероприятий. Интересно, какой была бы реакция этой страны, если бы показ моды состоялся в одной из мечетей?
по материалам греческого информационного агентства RNN
Перевод с греческого
Николая Данилевича
Православие.Ru


«О, земная юдоль, о купель очищения...»
пастырские размышления о главном
«Вся ко блаугождению Твоему
и мудрствующее и деюще...»

(Из молитвы перед чтением Евангелия на Литургии)

Для каждого истинно верующего человека самой необходимой и главной заповедью всей его жизни является Заповедь о любви к Богу. «Кто не может любить Бога, тот, конечно, не может и веровать в Него», - писал преподобный Симеон Новый Богослов. А преподобный Паисий Величковский связывал любовь к Богу с непрестанною молитвенною памятью, непрестанным молением. Когда человек любит Бога, он везде и во всем видит Его.
В акафисте «Слава Богу за все» есть замечательные слова: «Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки; и птицы, и звери носят печать Твоей любви...»
Природа любви непостижима, как природа Божественная. Но очевидно, что любовь есть забвение о себе, она есть память о других, а главное - отдача себя Богу. Чтобы приблизиться к тайне Божественной любви, человек должен прежде всего очистить себя самого от греха, провести через очищение все свои слишком человеческие представления о любви.
Здесь, на земле, мы проходим испытательный срок. Среди искушений временного мира наши души или закаляются в добре и становятся способны воспринять Божественный Свет, или растлеваются грехом так, что делаются пригодными только на растопку адских печей. Безумие, вечное самоубийство - променять Небо Господне на земные исчезающие блага.
Все время, пока длится жизнь, она несет нам свое «да» и свое «нет» - силу и бессилие, здоровье и болезнь, успех и неудачу, радость и горе, наслаждение и страдание. И мы должны как можно раньше научиться принимать приветливо, как от Самого Бога, неприветливую «изнанку земного бытия». Всегда и во всем искать Свет Божий.
Афонский старец иеромонах Паисий Святогорец, наш современник, образно, в шутку обрисовал ситуацию разного подхода человека к жизни. Всех людей он делил на две категории: одна подобна пчеле, которая, куда бы ни залетела, даже в самое смрадное место, будет искать цветочек и, найдя, остановится там. Другая категория людей подобна мухе, которая тоже, куда бы ни залетела, даже в благоухающий сад, будет искать грязь и, найдя хотя бы крупицу ее, там и остановится.
Мы, люди, видим друг в друге - одни - образ Божий, другие - пороки и грязь. А вспомним о любви Божией к нам, падшему человечеству! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего...» (Ин. 3,16). Но нет, нет постоянного памятования об этой жертвенной любви Божией к нам. Мы далеки духовно от святых древности и даже от простых православных христиан, живших несколько поколений назад. Нашему времени уже не свойственно то великолепие и духовное благоухание, которыми была исполнена и овеяна жизнь прежних христиан. Нам осталось больше немощей и скорбей.
Мир, забывший Бога, превращается в мрачную юдоль вражды и одиночества. В обезбоженном обществе даже между близкими людьми вырастают незримые стены отчуждения.
Мы привыкли унывать, жаловаться на житейские тяготы и беды. Но по-настоящему прискорбен только сам этот ропот, ибо он является знаком духовной слепоты и глухоты нашей. Скорбями Милосердный Господь пытается пробудить наши омертвевшие сердца, избавить нас от греховного сна. Не будем же отталкивать от себя это жгучее, но спасительное лекарство, не будем роптать и малодушествовать, памятуя, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу...» (2 Кор. 4, 17).
Умножение греха и соблазна, видимое торжество зла в этом мире не должно смущать православную душу, предавшую себя Господу. Дух времени надо понимать и не увлекаться его понятиями и впечатлениями, надо каяться, молиться, со слезами припасть к подножию Престола Божия, пока еще длится Его долготерпение.
Среди всех житейских скорбей и невзгод у нас не должно быть места унынию, безнадежности, безысходности. Господь из любви к нам посылает по силе каждого невольные скорби и болезни, но дает и терпение их, чтобы и мы стали участниками Его страданий. «Мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие», - писал в своей книге «Нам оставлено покаяние» игумен Никон (Воробьев).
А святой праведный Иоанн Кронштадтский человеку, сетовавшему на свои скорби в отношениях с ближними, ответил так: «Благодари Бога, что Он дает тебе случай и возможность служить Ему в лице нищих, больных и различных несчастных людей: ибо служа им, служишь самому Христу. «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». (Мф 25,40).
Любовь выше молитвы, любовь сильнее смерти. В то же время и сама молитва рождается от любви. Одну девушку в храме спросили, как научиться молиться, она сразу и просто ответила: «Пойди, заплачь и научишься». Заплачь в скорби за свое окаянство пред величием и безмерной благостью Божией, и слова молитвы придут. Преподобный Антоний Великий говорил: «Возлюби скорбь, чтобы приобрести Бога».
Человек - раб греха, который растлевает его. В бесчисленных видах и проявлениях «нас растлевает безмерное самолюбие, самоугодие и плотоугодие, чревоугодие, роскошь и мотовство, самомнение и кичливость, непокорство.., тщеславие, жестокосердие, корыстолюбие, алчность и скупость, гнев и раздражительность, ненависть и вражда, обман.., воровство.., суетная боязнь света и прочее бесчисленное множество грехов», - писал праведный Иоанн Кронштадтский. Большинство этих грехов обращены против близких человеку людей, против второй евангельской заповеди.
«Дети мои, - говорил святой Апостол Иоанн Богослов, - любите друг друга!» Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, он отвечал: «Эта заповедь Господа. Если бы была и одна, то и одной ее довольно было бы для спасения».
Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша любовь ко Христу. Здесь истинная любовь к человеку совсем не означает принятия всех его поступков, качеств. Надо любить самого человека, но не его грехи. Ибо в каждом человеке сокрыт образ Божий, который, как писала великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна, «может быть затемнен, но не может быть уничтожен». Любовь к ближнему видит человека в отрыве от его грехов, видит человека слабого, немощного, заблудшего и сострадает ему. Ни страхом, ни угрозами, а любовью, одной любовью и безграничным милосердием ведет грешных и измученных людей Богоматерь. Она, наша Заступница Усердная, жалеет человечество каким-то жгучим всепрощающим состраданием. И это должно служить нам в пример и назидание.
Самая благочестивая жизнь, самые трудные подвиги оказываются для человека бесполезными, пока в его сердце не пробудится истинная любовь к ближним. Та заповеданная христианам святая любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Не судящим, а любящим открываются Небеса Божественной Любви.
Без выполнения высочайшей и главной заповеди Господней - без Завета Любви становятся никчемными наши якобы мудрые речи и якобы добрые дела. Вселюбящий Спаситель чужд тем, в чьих сердцах нет живого чувства.
Вспомним: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8. Ср.: Ис. 29, 13).
Но писать о любви - значит писать о смирении, поскольку «любовь не ищет своего», но забывает о «своем», вернее, подчиняет это «свое» смирению. Самое трудное - не требовать от других любви к себе. Надо любить людей, но нельзя требовать любви к себе. Любовь состоит в том, чтобы ничего для себя не требовать. Готовы ли мы к этому? Достанет ли у нас смирения делать так? Ответим на этот вопрос и поймем, выполняем ли мы Божию Заповедь о любви или нет. Не будем обольщаться и выдавать наши добрые порывы и пожелания за соделанное добро. Надо признать, что если в нас есть грех гордости, памятозлобия, зависти, то любви нет. Ибо грех как раз и есть перевернутая «любовь» к себе, «память» о себе и забвение о других.
Порой приходится слышать от прихожан: «я - самая большая грешница или грешник, я хуже всех...» Слова-то хорошие. Именно так и помышляли о себе святые, великие молитвенники и угодники Божии. А мы? Действительно ли так думаем? Стоит в чем-то возразить или сделать замечание «худшей всех», как сразу оказывается, что она «лучше всех», так как не приемлет к себе даже самого малого поношения.
Но где грех, там отпадение от Бога, от Его любви. Отказываясь от выполнения заповеди о любви к ближнему, мы сами лишаем себя любви Божией. Практика же христианской жизни сводится к тому, чтобы видеть друг друга только через Христа. Нет ничего отраднее, чем жить любовью.
От святых отцов мы знаем, что один из главных признаков наступления времени антихриста - это оскудение любви, когда «беззакония наша превзыдоша главу» нашу.
Когда старца святогорца Афонского Паисия спросили, в чем конкретно заключается смысл нашей жизни, он ответил: «В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для Неба, для Рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой «загранпаспорт» для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней мы здесь не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь...
Этот глубочайший смысл жизни обязаны уяснить все люди. Если бы они это сделали, то совсем бы исчезли мелочные придирки, грызня и прочие проявления самости...»
В одном из псалмов-песней иеромонаха Романа есть такие верные слова: «О, земная юдоль, о купель очищения, смертоносна без Господа горечь твоя...» Без Бога жизни нет. И потому мы снова и снова всей своей жизнью должны исповедовать Господа нашего Иисуса Христа, прилепляться к Нему и бесконечно славословить Его.
Будем же всеми силами возгревать в себе светлую искру Божественной любви, да возрастет она в благодушный огонь и исполнит сердца наши несказанным духовным блаженством. И так просто и ясно лягут тогда на наши сердца апостольские слова: «нас огорчают, а мы всегда радуемся, мы нищие, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10).
Сейчас в иных печатных изданиях можно найти немало статей, философствующих о Православии, его месте в нашем обществе, жизни, о правоверности нашей веры. Но вспомним последние слова умирающего в ссылке святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!»
И нам нужно почаще воздавать Богу славу. Вот как писал об этом архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской): «Если б раздалась эта единодушная слава из тысячи тысяч сердец Православной Церкви, - сколько бы окаменевших ожило, спящих проснулось, мертвых воскресло...
Ты - Отец наш Небесный. Ты имеешь всякую славу, всякую высоту и безграничность. Прости и благослови нас всех. Разбойников и самарян, детей, лежащих на дороге, священников, идущих мимо, - всех ближних наших: палачей и жертв, и проклинающих и проклинаемых, враждующих ожесточенно и припадающих к Твоей любви. Обними нас всех в Твоем лоне, Отче Святый и Праведный! И не прекрати одного: не прекрати славословия нашего Тебе, за жизнь нашу, за любовь, - за радостное упокоение в Твоей воле».

игумен Герман (Камалов),
настоятель Свято-Покровского храма ст. Елизаветинской,
г. Краснодар


Богословско-кинематографический анализ фильма М. Гибсона
«Страсти Христовы»

В феврале 2004 года на американские экраны вышел фильм известного актера и режиссера Мела Гибсона «Страсти Христовы», повествующий о последних 12 часах жизни Христа. В европейский, в том числе и российский, прокат фильм вышел на Страстной седмице по православному календарю: 7 апреля в Москве, а затем - в 40 регионах России. Одновременно с показом не затихают дискуссии, имеет ли такой фильм право на существование и может ли христианин посмотреть его >>

Священник Димитрий Кравченко, клирик храма Рождества Христова г. Краснодара, кандидат богословия


Возвращение к истоку

Близкое далекое
«Наша икона», - так издавна жители станицы Стародеревянковской ласково называли икону святой великомученицы Параскевы, и почти всегда кто-то добавлял сокровенное: «Чудотворная...»
Вот она, украшенная гирляндой из живых цветов, в самом начале Крестного хода.
- Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами,- подхватывает горячий степной ветер слова тропаря и уносит их в зеленеющие поля, в бездонное летнее небо.
В какой раз бережно проносят верующие икону святой великомученицы Параскевы дорогой от Свято-Вознесенского храма к Кринице? Трудно теперь сказать... Повороты истории круты, неожиданны, а трудные ее дороги порой ведут к бездне. Только недолгий путь от храма к Святому источнику стал для нас путем животворящей памяти, возвращения к истоку... Какая-то особая духовная сосредоточенность объединяет самых разных людей, идущих за иконой: пожилых в белых платочках и старых фуражках, молодых и юных - в модных шляпах и кепи. Слова молитв, песнопений подхватываются радостно, дружно, как-то особо вдохновенно.
- Твоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша!
И кажется вдруг, что эхо чьих-то забытых голосов отзывается на эти слова, звучавшие здесь и столетия назад...
Вновь и вновь кто-то вспоминает, пересказывает сохраненную народной памятью историю Криницы. Очень давно, когда только обживали казаки эти привольные земли, обратили они внимание на забивший из земли сильный и чистый родник и восприняли это как знак Божий.
- Криничка вначале, мама говорила, просто так была, никто к ней особо не ходил, - рассказывает Мария Григорьевна Мозговая, - а потом, до революции, давно, пастух подходит к водичке, а там икона маленькая... То и была Параскева-мученица... Потом уже большую икону с нее написали, а где та, обретенная, никто не знает. ... А на Кринице с той поры стали чудеса происходить - это в деревне известно каждому.
Все другие версии судьбы источника старожилы не принимают, повторяя, что Господь явил местным жителям Свою благодать через икону и источник. Из многочисленных преданий известно, что по молитвам к святой Великомученице Параскеве Господь миловал жителей и отводил беды, исцелял болезни, прекращал пожары. В благодарность жители станицы Стародеревянковской установили особый день памяти, так называемый местночтимый праздник - десятая пятница по Пасхе. Верующие после молитвы в храме с песнопениями несли икону Великомученицы Параскевы к Святому Источнику.
А на обратной стороне иконы казаки начертали слова своего обета благодарности: «Обещаем носить ежегодно до Криницы».
В те далекие времена казаки грамоту знали редко, книг почти не читали, но Божьему Слову внимали всем сердцем, благоговейно повторяли слова молитв, услышанных в храме, передаваемых от родителей к детям. И долгими зимними вечерами, сидя в теплой хате за прялкой или шитьем, старая казачка рассказывала затихшим у теплой печки чадам о Святой Параскеве, которая жила в городе Иконии в третьем веке, прияла обет девства и бесстрашно проповедовала о Христе, обращая многих язычников к истинной вере... Потрескивает лучина, отражается ее огонек в полных сострадания и страха детских глазках, а неторопливый рассказ уводит в глубь веков.
- Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это ее подвергли истязаниям. Злобный мучитель приказал повесить деву на древе и жечь факелами, терзать тело железными гвоздями... А она, голубица, не отказалась от Бога нашего, Христа... И отсекли ей, страдалице, главу...
С любовью произнесенное слово словно оживляет прошлое, делая его близким, понятным, необыкновенно важным. Вера произрастала из веры. И опускались на колени наши предки перед подвигом любви, проникались мыслью о бесценности переданного им через века испытаний сокровища - Заповедей Божиих.
Расцветала на благодатной кубанской земле Христова вера, полнились отстроенные храмы, возрастала и слава казачества...
А тропинок к Святой Кринице становилось все больше.
- Я манюня ще була, - рассказывает старожилка станицы Каневской Елена Максимовна Бурлака, - а бабушка мэнэ до Криници водыла. Пишки тоди шлы... Пидходым, бувало, до Криници, а там людей! А там миру! Машин же тоди ны було, так каличеных, парализованных тяглы на тачках до святой воды. А писля! - Максимовна безнадежно машет рукой, - усэ сгадылы, порушилы...

Спасение
Нет, порушили и «сгадылы» не все. Православие выдержало страшный натиск богоборчества. Страх и ненависть не смогли убить веру. Свято-Вознесенский храм станицы Стародеревянковской взорвали, и многие спасенные иконы сохранялись в бывшей крестилке, превращенной тогда в храм. Но православие все еще казалось современной власти угрозой и опасностью, поэтому был отдан приказ об освобождении церковного помещения, которое предназначалось под магазин. Прошел по станице страшный слух, что иконы должны сжечь.
- Тогда у нас председателем был Дикий Алексей Петрович, - вспоминает это время Анна Григорьевна Укустова. - Пришел Алексей Петрович тогда к нашему папе, Григорию Васильевичу Мозговому, о чем-то они тайно говорили, а потом погрузили иконы на подводы и куда-то увезли. Нам наказали молчать. Опасное это дело - против власти идти. А папа наш ведь был репрессирован, на десять лет невинно сослан, под особым вниманием был. Но все равно пошел спасать святыни... Потом мы узнали, что иконы вывезли в Каневскую...
Так и оказалась икона великомученицы Параскевы в Свято-Покровском храме. В то время тропинки к Святому источнику стали тайными. Да и пробраться к Кринице было не так-то просто: берег реки был превращен в зловонную мусорную свалку... И так бы оно и оставалось, если бы не добрые, верующие люди...
Осенью 1999 года настоятель Свято-Вознесенского храма станицы Стародеревянковской священник Сергий Брижан начал спасать Святой источник. Нелегкое это было дело! Большими трудами прихожан Вознесенского храма, главы местной администрации И.В. Иванюты место вокруг источника было расчищено, к нему была проложена дорожка.
А в 2000 году поднялась над Криницей восьмигранная часовенка с остроконечным куполом, увенчанным восьмиконечным крестом... В том же году часовня была освящена архиепископом Краснодарским иНовороссийским (ныне митрополитом Екатеринодарским и Кубанским) Исидором. После долгого перерыва Крестный ход вновь прошел от Свято-Покровского храма к Кринице, как и обещали когда-то предки...

Мир всем!
В прошлом, 2003-м году десятая пятница пришлась на 4 июля. Крестный ход тогда был особенно многочисленным. Божественную Литургию служил Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Прихожане Свято-Покровского храма, к которым присоединились многочисленные паломники из г. Ейска, станиц Брюховецкой, Староминской, Челбасской, г. Приморск-Ахтарска, отправились на автобусах (много болящих!) к Свято-Вознесенскому храму станицы Стародеревянковской.
Оргкомитет Каневской администрации, который возглавлял А. М. Лымарь в сотрудничестве с настоятелем Свято-Покровского храма станицы Каневской отцом Сергием Брижаном, учел все до мелочей, от дежурства «Скорой помощи» с квалифицированными специалистами до продуманной регулировки уличного движения. Эта незаметная на первый взгляд работа с благодарностью была оценена верующими, молитвенное настроение которых ничем не было омрачено.
...И вот Крестный ход спускается с крутого берега, и со всех сторон слышатся изумленные, радостные слова:
- Слава Богу! Как благоустроили все!
- Да когда же это произошло? Несколько лет назад по досочкам к Святой Кринице пробирались...
- Спаси Господи всех, кто потрудился во славу Божию! Пошли, Господи, им здоровья и всякого благополучия.
Молебен у Криницы служил Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор - особая благодать.
- Увидели бы наши деды, прадеды такое благолепие - вздохнули бы спокойно, - шепчет пожилая женщина и благоговейно крестится.
- Мир всем! - возглашает Владыка. И народ откликается радостным возгласом:
- И духови твоему!
Единодушие - это слово здесь, у Святой Криницы, открывается всей глубиной своего смысла. Объединяются души верующих общей любовью, верой, соборной молитвой, и так ясно обозначается то, что называли теряющими свою силу словами «нация», «народ»...
Митрополит Исидор тепло поздравлял собравшихся с праздником, говорил о живой связи времен, которая так ясно проявляется здесь, у Святого Источника, о важности сохранения православной веры, без которой невозможно процветание земли, укрепление как государственности, так и личности.
- Я желаю, чтобы Господь послал на эту землю урожаи добрые, чтобы всегда мир и согласие пребывали со всеми вами, - эти простые и мудрые слова Владыки отзываются в сердцах верующих надеждой и благодатным покоем, тишиной душевной....
Владыка кропит собравшихся освященной водой. Тянутся руки навстречу целительным каплям, со всех сторон слышатся полные благодарности радостные слова... Близки становились в эти минуты все, кто собрался сегодня из разных уголков Кубани, и те, кто столетия назад молился здесь о даровании милости Божией себе, своим детям, детям своих детей...
- Мир всем!

Н. Семилейская, ст. Каневская


ОТДАНИЕ ПАСХИ
рассказ

В течение сорока дней в церкви поют «Христос Воскресе».
- В канун Вознесения, - толковал мне Яков, - Плащаницу, что лежала на Престоле с самой Светлой заутрени, положат в гробницу и будет покоиться она в гробовой сени до следующего Велика-Дня... Одним словом, прощайся, Васенька, с Пасхой!
Я очень огорчился и спросил Якова:
- Почему это все хорошее так скоро кончается?
- Пока еще не все кончилось! Разве тебе мать не сказывала, что еще раз можно услышать Пасхальную заутреню... на днях!
Меня бросило в жар.
- Пасхальная заутреня? На днях? Да может ли это быть, когда черемуха цветет? Врешь ты, Яков!
- Ничего не вру! День этот по-церковному называется «Отдание Пасхи», а по-народному - «Прощание с Пасхой».
Когда я рассказал об этом Гришке, Котьке и дворнику Давыдке, то они стали смеяться надо мною.
- Ну и болван же ты, - сказал дворник, - что ни слово у тебя, то на пятачок убытку! Постыдился бы: собаки краснеют от твоих глупостев!
Мне это было не по сердцу, и я обозвал Давыдку таким словом, что он сразу же пожаловался моему отцу.
Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: «За правду и тюрьма сладка!»
А мать выговаривала мне:
- Не произноси, сынок, черных слов! Никогда! От этих слов темным станешь, как ефиоп, и Ангел твой, что за тобою ходит, навсегда покинет тебя!
И обратилась к отцу:
- Наказание для ребят наша улица: казенка, две пивных да трактир! Переехать бы нам отсюда, где травы побольше да садов... Нехорошо, что в город мы перебрались! Жили бы себе в деревне...
Перед самым Вознесением я пошел в церковь. Последнюю пасхальную заутреню служили рано утром в белых ризах, с пасхальною свечою, но в церкви почти никого не было. Никто не знает в городе, что есть такой день, когда Церковь прощается с Пасхой.
Все было так же, как в пасхальную заутреню ночью, только свет был утренний, да куличей и шума не было, и когда батюшка возгласил народу «Христос Воскресе!», не раздалось этого веселого грохота: «Воистину Воскресе!»
В последний раз пели «Пасха священная нам днесь показася».
После пасхальной литургии из алтаря вынесли Святую Плащаницу, положили ее в золотую гробницу и накрыли стеклянной крышкой.
И почему-то стало мне тяжело дышать, точно так же, как это было на похоронах братца моего Иванушки.
Я стал считать по пальцам, сколько месяцев осталось до другой Пасхи, но не мог сосчитать... очень и очень много месяцев!
После службы я провожал Якова до ночлежного дома, и он дорогою говорил мне:
- Доживем ли до следующей Пасхи? Ты-то, милый, в счет не идешь! Доскачешь! А вот я - не знаю.
- Пасха! - улыбнулся он горько, - только вот из-за нее не хочется помирать!.. И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!
Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.
- В древние времена, - рассказывал Яков, - после обедни в Великую Субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов...
Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата...
...Тоже вот, когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.
Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:
- Смех твой - это слезы твои!
Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала.
Во время беседы пришел бывший псаломщик Семиградский, которого купцы вытаскивали из ночлежки читать за три рубля в церкви паремии и Апостола по большим праздникам и про которого говорили: «Страшенный голос».
Выслушав Якова, он откашлялся и захотел говорить.
- Да, мало что знаем мы про свою Церковь, - начал он, - а называемся православными!.. Ну, скажите мне, здесь сидящие, как называется большой круглый хлеб, который лежит у царских врат на аналое в Пасхальную седмицу?
- Артос! - почти одновременно ответили мы с Яковом.
- Правильно! Называется он также «просфора всецелая». А каково обозначение? Не знаете! В апостольские времена во время трапезы на столе ставили прибор для Христа в знак невидимого Его сотрапезования...
- А когда в церкви будут выдавать артос? - спросила женщина и почему-то застыдилась.
- Эка хватилась! - с тихим упреком посмотрел на нее Яков. - Артос выдавали в субботу на Светлой неделе... К Вознесению, матушка, подошли, а ты - артос!
- Ты мне дай крошинку, ежели имеешь, - попросила она, - я хранить ее буду!
Семиградский разговорился и был рад, что его слушают.
- Вот поют за всенощным бдением «Свете Тихий»... А как произошла эта песня, никто не знает...
Я смотрел на него и размышлял:
- Почему люди так презирают пьяниц? Среди них много хороших и умных!
- Однажды патриарх Софроний, - рассказывал Семиградский, словно читая по книге, - стоял на Иерусалимской горе. Взгляд его упал на потухающее палестинское солнце. Он представил, как с этой горы смотрел Христос, и такой же свет, подумал он, падал на лицо Его, и так же колебался золотой воздух Палестины... Вещественное солнце напомнило патриарху незаходимое Солнце - Христа, и это так растрогало патриарха, что он запел в святом вдохновении:
- Свете Тихий святыя славы...
«Обязательно с ним подружусь!» - решил я, широко смотря на Семиградского.
В этот день я всем приятелям своим рассказывал, как патриарх Софроний, глядя на заходящее палестинское солнце, пел: «Свете Тихий святыя славы...»

В. А. Никифоров-Волгин


Радость надо заслужить
пасхальные заметки

* * *

Картинка из детства. Некрещеного, октябрятского, как у большинства. Мама с папой тоже тогда креста не носили. Рано оставшись сиротами, они не знали церкви. Тогда, лет 40-50 назад, храмы были открыты в основном по большим городам. Но каким-то удивительным образом - то короткой самотечной маминой молитвой «благодарю Тебя, Боже, за хлеб-соль» после еды, то таким же коротким теплым напутствием в дальнюю дорогу, - мы успокаивались, неосознанно чувствуя какую-то высшую силу.

Первый раз я услышала и четко запомнила имя Божие лет в пять. Ночью, устроившись на солидном кухонном сундуке (в нем держали чистые скатерти и полотенца), я наблюдала за мамой, хлопотавшей у стола. Тесто, с которым мне всегда разрешалось возиться, почти играть, в ту ночь стало чем-то неприкосновенным. «Это для Пасхи»,- объяснила мама. Она сама, казалось, не дышала над формочками, противнем с пирожками и булочками. Единственное, что мне доверили, - ярко-желтую яичную пенку, и с самым ответственным видом вручили метелочку из гусиных перьев. Я усердно намазывала верхушки булочек, и хотелось помогать, помогать. Но еще больше хотелось тут же попробовать приготовленное. Особенно притягивала миска с крашенками, часть которых мама раскрашивала просто цветным карандашом. Но к яйцам меня в ту ночь не допустили: «Подожди до утра».

- Почему нельзя сейчас?- не понимала я.

- Сегодня ночь особая. Боженька к нам собирается. Утром порадуемся вместе, надо только дождаться. Радость надо заслужить, - и мама еще усерднее склонилась над столом.

...Много лет спустя она откроет для себя Библию, начнет читать Священное Писание и примет Крещение здесь, на Кубани, навещая меня вдалеке. Но ее простой ответ в ту Пасхальную ночь запомнился мне надолго: видимо, сердце радость подсказало. Значит, ожидание радости давно жило в нем.

* * *

Школьница-атеистка, я не раз вызывающе бросала отцу: «Гагарин в космос летал, Бога не видел. Где Он?» А папа спокойно улыбался, мол, «поживешь с мое, сердцем почувствуешь». Вскоре я поступила в университет. Какие тут рассуждения о Боге (80-е годы), если научный атеизм возвели в ранг государственного экзамена. Но Господь многомилостив, Он постучал ко мне именно тогда, на кафедре истории КПСС. Шла лекция опытного преподавателя. Доцент Тамара Фоминична (к сожалению, фамилия забылась) считалась одним из ведущих сотрудников. Она пылко разъясняла что-то про левизну в коммунизме, а меня мучил вопрос: что будет со мною после смерти? Мозг отказывался понимать, как это все на земле будет, но без меня? Хотелось разреветься.

С горем пополам для меня лекция кончилась. Мы покидали аудиторию, но Тамара Фоминична остановила меня, она действительно была хорошим педагогом. Не знаю, почему, я быстро ей открылась, а она, коммунистка и активистка, поняла и успокоила, а потом предложила: «Не повеселеешь - приходи завтра ко мне, будем яйца к Пасхе красить». Мое лицо, видимо, так вытянулось от удивления, что коммунистка улыбнулась: «В этом Празднике столько красивого, разве можно от него отказываться?»

* * *

Через много лет журналистские дороги познакомили меня в станице Старонижестеблиевской со старым солдатом-фронтовиком Федором Пантелеевичем Линецем.

«Я всегда был верующим человеком, как мои родители, как вся родня, - рассказывал он. - Божья сила высока, недосягаема для земных начальников, хотя здесь, на земле, они правят, и приходится с этим считаться. Я во время Великой Отечественной даже в партию вступал. там, в окопе, именно так вопрос поставили. Одно другому не мешало, хотя про веру пришлось помалкивать. На партийном учете тело мое состояло, мозоли, а душа и помыслы - выше, куда никаким секретарям не добраться».

* * *

У каждого человека своя жизнь, свой опыт. Один из районных деятелей, готовящийся к исповеди (первой за 55 лет), признался: «Если бы раньше о Небе задумался, может быть, все пошло по-другому, лучше». Как беззащитны, одиноки люди без Бога, за церковной оградой.

Не случайно в последнее время школьные учителя все чаще приглашают священников в классы, беспомощно разводя руками перед напирающим злом. Несколько таких встреч с ребятами провели игумен Симеон, протоиерей Сергий Рыбкин и иерей Анатолий Дзюба, совсем недавно начавший свою пастырскую деятельность. Об основных догматах церкви пастыри говорят немного, но весомо, обоснованно. А больше, учитывая подростковый возраст слушателей, просто рассказывают о хороших примерах, о том, что в жизни столько интересных вещей: горы, костры, карандаш художника или фотоаппарат любителя, выращенный собственноручно сад, душевно спетая песня или паломническая поездка.

Но ничего не дается человеку просто так, любую радость надо заслужить - постараться во время учебного года помочь родителям посадить огород, натренировать мышцы, заработать на рюкзак или фотоаппарат. Словом, хотите красоты, хотите радости - стремитесь к ней, терпите испытания, трудности, но не отступайте от своей доброй мечты. Тянитесь к добру. Добро всегда живительное, оно - от Бога, оно поможет выстоять.

И тогда состоится задуманный поход, тогда чужая грубость не будет так задевать, и мысли светлее станут. И тогда Пасха расцветет в вашей душе. Она всегда живет в ней, но ее, как великую радость, надо заслужить, заработать.

Н. УЗУНОВА, Красноармейский район


Всех скорбящих Радость

26 (13) мая исполняется 160 лет со дня освящения старейшего каменного храма Екатеринодара - в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

История одного храма

В 1816 году на северной окраине Екатеринодара, на городском кладбище, была построена деревянная церковь во имя Святого Апостола Фомы. Рядом с церковью устроили Войсковую богадельню для раненых и немощных черноморских казаков и казачек. Деревянные строения храма и богадельни со временем обветшали, их хотели подновить, расширить и отремонтировать. Но в конце концов, по инициативе наказного атамана Черноморского войска генерал-майора Н.С. Заводовского, войсковое правительство решило построить новое каменное, более удобное и красивое здание храма и богадельни. Проект ансамбля церкви, богадельни и больницы составил в 1833 году военный инженер капитан Петров. По его расчетам, на строительство было необходимо 21548 рублей. Сумма немалая, и войсковому правительству нелегко было изыскать такие деньги. Но все в руце Божией! В том же, 1833, году в Екатеринодаре умер герой Отечественной войны 1812 года генерал-майор А.Д. Безкровный, бывший в 1827-1830 годы наказным атаманом Черноморского войска. Похоронили его, согласно его последней воле, рядом с матерью здесь, на Свято-Фоминском кладбище. Все свое состояние славный генерал завещал на постройку «каменной богадельни и храма на месте, где покоится прах моей матери».

И в 1839 году начинается строительство храма, посвященного Божией Матери, во имя иконы Ее «Всех скорбящих Радость». Сохранилась Благословительная грамота архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия на постройку храма, датированная 20 июля 1840 года, где архиерей дает подробное наставление в деле сооружения храма: «вступить с испрашиванием помощи Божией в начинание сие с тем, чтобы храм сей устроен был по сделанному архитектором плану и фасаду прочною и доброю архитектурою, и всем нужным и пристойным снабжен: алтарем на востоке..., и алтарь тот был бы не тесный и не темный... Для чего здание храма имеет заложить, по чиноположению, местный благочинный и тому немедленно отрапортовать нам...» Руководит строительством прапорщик Парусенко. Храм возводится с колокольней, вместе с ним строятся корпуса войсковой богадельни. С Божией помощью к 1842 году весь комплекс был возведен. Двухэтажные отделения богадельни - мужское и женское - располагаются по краям, одноэтажные пристройки ведут от них к общему центру. А в центре возвышается, сверкая двумя золочеными куполами, храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

По благословению архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия, в новый храм переносятся Антиминс, Престол, церковная утварь и ризница из разобранной Свято-Фоминской церкви. Иконостас «устроен свободным неклассным художником Иваном Стефановым». В марте 1843 года благочинный протоиерей Макарий Знаменский совершает малое освящение храма. Храм открывается, здесь служатся молебны, панихиды, литии. Божественная Литургия до великого освящения не совершается.

Великое освящение храма состоялось 13 (26) мая 1844 года. Совершил освящение первый епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьев). Началась долгая жизнь дома Божия. Под сводами храма возносились молитвы об исцелении, помощи, заступлении, благодарения Господу и Богородице за избавление от недугов, покров и благодеяния. В самом названии Престольной иконы отражена радость обретения помощи от Царицы Небесной, Которая никогда не оставляет прибегающих к Ней...

Первым священником храма стал отец Гавриил Донецкий, приглашенный наказным атаманом Н.С. Заводовским из станицы Медведовской. Одновременно он «принял в управление» и войсковой певческий хор, сопровождавший все богослужения в войсковом Воскресенском соборе, к которому относилась бесприходная Скорбященская церковь. Он сам совершал все богослужения и требы, окормлял престарелых прихожан; помогал ему один дьячок. После него в разные годы священниками в храме служили: о. Иосиф Уманцев, о. Иоанн Лебединский, о. Иоанн Богославский, о. Василий Беляков, о. Федор Неговелов, о. Александр Мороко, о. Вячеслав Островский...

Под сенью Скорбященской церкви сохранялись могилы старого Фоминского кладбища. Когда в ноябре 1853 года умер наказной атаман Черноморского войска Н.С. Заводовский, много сделавший для устроения храма и богадельни, его похоронили здесь, рядом с супругой. Над их могилами архитектор Е.Д. Черник возвел каменную часовню с золоченым крестом. Фотография этой часовни сохранилась, а фотографии храма в его первоначальном виде мы, к сожалению, найти не смогли.

В 1867 году войсковой город Екатеринодар получает статус гражданского, и 18 сентября 1868 года войсковая богадельня с храмом передается на попечение Городской Думы и Городской управы. Теперь священник и староста храма каждые три года избираются Городской Думой, она же определяет им жалование. Вокруг храма и богадельни стали вырастать здания городской больницы. И теперь в храм приходят не только насельники богадельни, но и жители окрестных кварталов, и находящиеся на излечении в больнице горожане. С любовью украшают они место общей молитвы. Много труда и забот положили на обустройство храма церковные старосты: купцы Л.Я. Башта и М.М. Лихацкий, Д.М. Дон-Дудин, А.М. Якунинский, С.Т. Порохневский, К.Г. Богинский...

Скорбященскую церковь посещали приезжавшие в Екатеринодар епископы и архиепископы Кавказские и Черноморские, Ставропольские и Кубанские, наместники Государя Императора на Кавказе. 24 ноября 1914 года городская больница звоном колоколов храма встречала Императора Всероссийского Николая II. Государь беседовал с ранеными защитниками Отечества, расспрашивал о нуждах воинов, милостиво награждая отличившихся солдат и офицеров. Одна из старейших прихожанок нынешнего храма, Алла Никифоровна Смирнова, записала воспоминания своей мамы - Марфы Харитоновны Шестовой, в девичестве Кальной, о том, как она двенадцатилетней девочкой со своим дедушкой встречала царя. «Стояли они близко возле парадного выхода из больницы на углу улиц Красной и Длинной. Народу было видимо-невидимо. Казаки строем стояли, много господ было, и простого люда много. Девочка все смотрела на наместника Кавказа, высокого, статного, на красивом коне. Вдруг крикнули: «Ура!» Многие на колени опустились. А Государь вышел на крыльцо, поклонился - скромный, среднего роста, улыбается всем. У людей - слезы на глазах. Так он ей запомнился - скромный, улыбающийся, любящий всех. Так он и пошел по коридору между людей под крики: «Ура! Слава Батюшке Царю Николаю! Слава!»

Под покровом Пресвятой Богородицы текла жизнь храма. Получая благодатную помощь, прихожане сами старались помочь ближним: здесь собирали пожертвования для инвалидов и погорельцев, для потерпевших от наводнений и землетрясений, на строительство храмов.

...С установлением в Екатеринодаре в марте 1920 года богоборческой советской власти храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» разделил участь многих церквей России. В мае 1922 года под предлогом «помощи голодающим Поволжья» из него были изъяты все серебряные церковные предметы, общим весом «1 пуд 30 фунтов 4 золотника». Вскоре после этого городские власти закрывают Скорбященскую церковь. Сброшены кресты с куполов, гаснут лампады перед намоленными иконами. От разрушения Господь храм сохранил, но настали времена запустения: под церковными сводами расположились складские и хозяйственные службы больницы, лекционный зал медицинского института. Более полувека молчали колокола, не совершалась молитва. Может быть, только в годы Великой Отечественной войны, когда в храме размещался военно-полевой госпиталь, молились здесь раненые об исцелении, о скорейшем освобождении страны «от нашествия иноплеменников»...

...Ровно через 150 лет после освящения храма Промыслом Божиим началась его новая история. 2 июня (н.ст.) 1994 года, в день памяти Святителя Алексия митрополита Московского, состоялось собрание сотрудников больницы, на котором было принято решение возобновить приходскую жизнь храма. По благословению архиепископа Екатеринодарского и Новороссийского Исидора священником в новый приход определен отец Алексий Касатиков. Храм возрождается. Освящается Престол. 14 августа 1994 года совершается первая Божественная Литургия. В том же году при храме родилась первая в Краснодаре община сестер милосердия во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

11 августа 1995 года Патриарх Московский Алексий II в сослужении Владыки Исидора и священников епархии совершил краткий молебен в Скорбященском храме и благословил художников Димитрия Беломыцева и Ирину Марьину на роспись храма.

С 1996 года Литургия совершается в храме каждый день. Сейчас служат уже пять священников. Храм, как это всегда происходило на Руси, стал центром духовного просвещения и благотворительности. Практически с первых дней восстановления храма начала работать здесь детская воскресная школа. Детей постарше объединяет Братство Православных следопытов Кубани. При храме работает библиотека. С 1999 года при храме действует Научно-методический миссионерский центр Екатеринодарской и Кубанской епархии. Благодаря деятельности Центра, в храм приходят преподаватели вузов и школ, ученые и студенты, военнослужащие. Многие сектанты обращаются к истинной вере и через чин присоединения входят в Православие. С каждым годом растет число прихожан. 12 марта 2001 года освящен приставной Престол во имя святых Царственных страстотерпцев. По воскресеньям и праздникам в храме теперь совершаются две Божественные Литургии.

Возрожденный храм продолжает служить Богу, озаряя светом Христовым народ православный.

Материал подготовили: В. А. Жадан, М. А. Петрыкина


вечная память

23 апреля тихо входили в храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» сестры милосердия. В руках у каждой - живые цветы. Цветы несут к Распятию, возле которого стоит гроб с усопшей. В этот день совершилось отпевание Галины Сердюк, преставившейся ко Господу на 47-м году жизни.

Последние десять лет страдала Галина онкологическим заболеванием, но, воцерковившись, пять лет из этих десяти она сама была сестрой милосердия. Галина посещала больных на дому, участвовала в круглосуточном дежурстве по уходу за брошенными детьми, лежавшими в детской краевой больнице. Принимала участие в еженедельных молебнах и обходах перед ними в травматологическом отделении 1-городской больницы. Особенно любила исполнять послушание по подготовке больных к исповеди и Причастию. До последней возможности, уже с постоянной температурой, Галина была исправной прихожанкой храма, не пропускавшей ни одной воскресной и праздничной литургии. Последние полтора месяца, прикованная к постели, она многократно очищала душу в таинстве покаяния, благоговейно причащалась Святых Христовых Таин. Отпевание произошло здесь, в храме, куда так стремилась умирающая.

Вечная память сестре милосердия, рабе Божией Галине.


Чудеса на Троицу

Дивны дела Твои, Господи! Кто может исчислить чудеса Твои? Как прекрасна земля, которую Ты нам даришь. Как удивителен солнца свет и тихий майский дождь, как необыкновенны и величественны Твои дерева. И каким тихим трепетом, какой нежностью наполняет душу созерцание цветов. Каждый цветок сам по себе - уже чудо. А лилия - цветок особенный, евангельский. Может быть, не случайно именно этот цветок, сияющий своей белизной-чистотой, не только напоминает нам о Христе - Господе нашем, Его Пречистой Матери Невесте Неневестной, но и по милости Божией сам становится источником чуда в наше время.

Это произошло на праздник Троицы два года назад в небольшом кубанском городке. В Свято-Вознесенский храм г. Тимашевска Ольга Леонова пришла с букетом белых лилий. ...Ольга работает бухгалтером на одном из предприятий Тимашевска. Глядя на нее трудно представить, что несколько лет назад врачи подписали Ольге смертный приговор - рак горла. Но она не сдалась, обратилась ко Господу и постепенно исцелилась. Но это - отдельная история.

А сейчас, на Троицу, всю службу Ольга стояла с букетом благоухающих белых лилий в руках. Цветы эти она вырастила сама. После праздничной Литургии принесла Ольга букет домой и положила в святой уголок. Букет постепенно засыхал...

Прошло две недели. На день Всех святых в земле Российской просиявших, ее супруга, проходившего мимо комнаты Ольги, привлек необычайно сильный запах. В комнате пахло лилиями! Он в удивлении позвал жену. Засохший букет лилий, лежащий на иконостасе, ожил. Вернее, один цветок из него. Цветок снова стал свежим. Ольга в волнении бросилась в храм. Там она рассказала обо всем настоятелю - отцу Виктору Савенко. Настоятель пригласил с собой второго священника, и они засвидетельствовали чудо. Лилия из засохшего букета оживала у них на глазах, распускалась, сияя необыкновенной белизной и свежестью, наполняя комнату необычайным благоуханием. Было тихо, трепетно и по-настоящему страшно. И как это было прекрасно!

Цветы открывались по очереди, один за другим, в течение полутора дней. Появилась мысль, что это чудо не должно уйти просто так, его нужно увидеть людям, и послали за телекамерой. Оператор проникся трепетом. Снять получилось. Потом кинофрагмент показывали биологам. Они подтвердили: «Это противоречит всем биологическим законам, организм цветка за две недели должен погибнуть. Это явное чудо».

В прошлом году день Всех святых в земле Российской просиявших мне довелось провести под Абинском в летнем лагере «Архангельском». Здесь, в походной церкви на зеленой поляне среди гор, и услышала я проповедь отца Виктора, в которой он рассказал об этом чуде. Батюшка говорил о том, как дорог должен нам быть этот праздник святых наших, российских, наших сродников, молитвенников, заступников наших, показывающих нам образы истинного благочестия и чистоты.

Успение в Греции можно назвать национальным праздником: служба здесь бывает всю ночь, а радость у всех - подобна Пасхальной. На Успение там оживают засохшие цветы. И в этом есть особый смысл. Именно на Благовещение явился Архангел Гавриил Пречистой Деве с веткой лилий в руках, именно на Успение вручил святой Архангел Деве Богородице цветущую ветвь.

У нас, на русской земле, в маленьком кубанском городке чудо началось на Троицу, а открылось в день Российских святых. В день сошествия Святого Духа на апостолов освящен букет лилий в храме Божественной благодатию, в день святых земли нашей Российской просиял свежестью и наполнился благоуханием. Один за другим оживали цветы в букете, подобно тому, как просияли один за другим святые русские в многочисленном их сонме.

* * *

Три года назад на Троицу я побывала в маленьком тихом Свято-Никольском храме в станице Новокорсунской. На всенощное бдение мы подошли в момент, когда все запели: «Царю Небесный, Утешителю Душе истины...» Было чувство, что попала в детство, в родную семью, необыкновенным утешением душа наполнилась...

А утром запомнились молитвы. ...Мы все стоим на коленях среди благоухания трав, а в открытую дверь доносится пение птиц, и кажется, что слова молитвы пронизывают все вокруг: этот свет, иконы, эту зелень и звучат в этой соловьиной трели. После литургии долго не хотелось уходить из храма. И - еще утешение. Поскольку в ближайшие дни службы здесь не предвиделось, прихожанам раздавали цветы. Даже те, что побывали в алтаре.

Мне достался целый букет, и в нем особенно прекрасна была алая розочка, из тех, что часто украшают станичные дворы у нас на Кубани. Букетик дома поставила в воду. Постепенно раздарила, разделила. А розочка так и осталась. И засохшую мне жалко было ее убирать. А спустя некоторое время глазам своим не поверила - засохший стебель дал свежий зеленый побег! Ясный, нежный и трепетный. Смотрела на него и радовалась - Троица - Святым Духом всяка душа живится...

Анна Титова


Зеленым праздником именовался на Руси день Святой Троицы. В это время все в природе пышно цветет и зеленеет. Зеленые листья, трава, цветы напоминают о животворящем Духе Божием, наполняющем, движущем, расцвечивающем весь мир, а также и о радости благодарного мира, всей твари о Господе.

Многие стараются сохранить троицкие букеты, состоящие из ароматных трав. А если эти букеты будут состоять из лекарственных трав, то такая аптека будет целить и тело, и душу. В прошлом году на Троицу мы знакомили вас с чабрецом (богородской травой). Очень часто букетики чабреца соседствуют с букетиками душицы.

Душица

Препараты душицы обыкновенно оказывают болеутоляющее, успокаивающее, отхаркивающее, мочегонное, потогонное, желчегонное действия. Используют при бессоннице, гастритах с пониженной кислотностью, атонии кишечника. Применяют в качестве отхаркивающего при бронхитах. Траву используют для ароматических ванн.

Настой травы душицы: 20 г травы настаивать в 250 мл кипящей воды 2 часа в термосе, затем процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в день при гастритах, колитах, заболеваниях почек, печени, бронхитах, простуде, нервном возбуждении, плохом настроении.

Порошок из сушеных листьев и цветочных верхушек душицы нюхать при головной боли и насморке.

Настой сбора с душицей: 10 г травы душицы, 20 г корня алтея, 5 г листьев мать-и-мачехи перемешать, 1 столовую ложку смеси настаивать в 200 мл кипящей воды в термосе 2 часа, затем процедить. Пить по 100 мл 3-4 раза в день теплым при кашле, простуде, острых респираторных заболеваниях.

Противопоказания: беременность, тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы.


22 - 23 мая на Красной, 5, состоялся VI Кубанский фестиваль православных фильмов

Дипломы Лауреатов VI Кубанского фестиваля православных фильмов были вручены:

1. За фильм «Одинокий рай» - Валерию Тимощенко, Краснодар.

2. «Выхожу один я на дорогу» - Вячеславу Орехову, Москва.

3. За телепрограмму «В гостях у Дуняши» - студии «Лествица», Днепропетровск, Украина.

4. За телесюжет «Всецарица» - Веронике Богомоловой, НТК.

5. За фильм «Охота на разум» - Елене Кудрявцевой, Гуаре Атрашевич, МТРК «Краснодар», Краснодар.

6. За фильм «Исповедь» - Маргарите Закарьян, Анапа.

Награды Преосвященного Исидора, Митрополита Екатеринодарского и Кубанского:

1. Архиерейская грамота и приз - за фильм «Встреча иконы Царя Николая II» - Василию Сорокину ст. Северская.

2. Архиерейская грамота - за вклад в дело православного просвещения на Кубани генеральному директору МТРК «Краснодар» Вадиму Масальскому, Краснодар.

Награды Главы Администрации Краснодарского края А. Н. Ткачева:

1. Памятный приз и специальный диплом - за фильм «Твоя высота» Наталье Узуновой и протоиерею Сергию Рыбкину, ст. Полтавская.

2. Специальный диплом - за телепрограмму «Отчий дом» телекомпании «Югфильм», директор М. И. Шнурников, Краснодар.

Памятный подарок Главы муниципального образования г. Краснодара Н. В. Приза:

За цикл телеочерков на МТРК «Краснодар» «Плод покаянный», «Как рождаются храмы» - Михаилу Шнурникову, Краснодар.

Специальный приз и диплом художественного руководителя Кубанского казачьего хора В. Г. Захарченко за фильм «Тмутаракань» Лилии Любимовой, ВГТРК «Кубань», Краснодар.

Специальный приз атамана Кубанского казачьего войска В. П. Громова и художественного руководителя Кубанского казачьего хора В. Г. Захарченко - за вклад в духовное развитие кубанского казачества протоиерею Сергию Овчинникову.

Дипломы председателя Союза славян Кубани, депутата ЗСК В. А. Коновалова:

1. За телеочерк о Свято-Михаило-Афонской Закубанской пустыни из программы «Казачий вестник» - Татьяне Дунаевой, НТК, Краснодар.

2. За телеочерк «Шестая заповедь» - Анжеле Огановой, МТРК «Краснодар», Краснодар.

3. За сюжет об Инва-студии - Елене Немудровой, Абинск.

Специальный приз и диплом МТРК «Краснодар»:

1. За цикл передач «Свет Христова Рождества» - Василию Сорокину, ст. Северская.

2. За цикл православных программ «Истоки» - РТВ-Новокубанск, г. Новокубанск.

Дипломы кинокомпании «Югфильм»:

1. За профессиональный поиск - телекомпании «Лаба», Лабинск.

2. За первые шаги в православном кино - Дмитрию Семибратову, фильм «Возрождение», ст Северская.

3. За профессиональный поиск - Наталье Шуваловой, Наталье Денисовой, фильм «Русский путь», Усть-Лабинск.


• главный редактор: Высокопреосвященный Митрополит Исидор

• редактор: протоиерей Сергий Овчинников

• ответственный секретарь: монахиня Зосима (Быстрова)

• редакционный совет: игумен Герман (Камалов), Анна Титова, Марина Черкашина

• художник: Алла ЛОПАТИНА

• адрес редакции: 350000, г. Краснодар, ул. Соборная, 60.  тел. 62-20-81, 62-09-48, регистр. № 14

• газета зарегистрирована Исполкомом Краевого Совета народных депутатов 21.12.1990 г. Учредитель-Краснодарское Епархиальное управление

• газета отпечатана в типографии ООО «Издательство «Краснодарские известия». Краснодар, Восточная промзона, ул. им. Е.Бершанской, 353/2. Тираж 5000 экз.

• Интернет поддержка и сопровождение диакон Аркадий Шилов


"Подсолнушек" - приложение для детей и юношества

на сайт газеты ПГК

на сайт епархии